Статьи

Lean Startup: как использовать телеграм для быстрой проверки гипотез

Давайте знакомиться

Привет, меня зовут Максим, я Product Owner направления Social в Лиге Ставок. В моем опыте было несколько продуктов, которые были запущены на «чуйке», без должного тестирования гипотез, и не все из них оказались успешными. В связи с этим я начал применять метод Lean Startup, суть которого заключается в быстрых итерациях развития продукта в условиях неопределенности.
Я хочу поделиться историей использования этого подхода в создании продукта. Мой опыт может быть полезен как продактам, так и предпринимателям.
Сначала короткий экскурс в теорию Lean Startup.

Концепция Lean Startup

Мир в котором мы живем невероятно сложный и непредсказуемый. При разработке продукта мы не можем заранее предусмотреть все факторы, которые повлияют на него. Поэтому, до запуска полноценного продукта крайне важно обстучать концепцию о реальность. Чем быстрее вы получите обратную связь, тем быстрее поймете в какую сторону нужно изменить продукт.
В основе концепции Lean Startup лежит цикл «Создавай — Измеряй — Учись».

Cоздавай

Необходимо как можно быстрее собрать минимально жизнеспособный продукт (MVP). Он должен быть качественным настолько, чтобы выполнять базовую функцию, но не более.

Измеряй

Честно определите, приводят ли усилия по созданию продукта к ожидаемым результатам.

Учись

Поймите, нужно ли двигаться дальше тем же путем или требуется изменить стратегию.
Для более глубокого понимания рекомендую прочитать книгу Эрика Риса «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup».

Пример использования метода на практике

Представьте, вы молодой продакт в Лиге Ставок. И у вас есть гипотеза: если устроить соревнования между игроками, то выгоду получат все — и сами пользователи, и бизнес.
С чего вы бы начали исследовать эту гипотезу? Начали бы готовить ТЗ для разработчиков?
  1. Как изменятся метрики продукта, если мы запустим соревнования?
  2. Сколько и какой сегмент пользователей будет участвовать в соревнованиях?
  3. Почему пользователи будут участвовать в соревнованиях?
  4. Какая должна быть механика соревнований, чтобы бы достичь цели?
И миллион других…
Чтобы ответить на эти вопросы мы применили метод Lean Startup.
Первую итерацию делали без разработки, чтобы максимально быстро и дешево запустить соревнования между игроками.
Мы создали телеграм канал для проведения соревнований, в котором пользователи могли зарегистрироваться на турнир. Там публиковались условия и обновлялся рейтинг игроков. Рейтинг игроков формировался с помощью простого SQL скрипта в PDF формате.

Время от идеи до запуска — 1 неделя

По итогу турнира важно было собрать обратную связь от наших пользователей.
Телеграм канал оказался очень удачным решением, так как участники могли оставлять комментарии прямо во время прохождения пользовательского пути.
После первой итерации мы провели еще 12 быстрых итераций в А/Б тесте, экспериментируя с соревновательными механиками. В процессе мы замеряли влияние каждой механики на бизнес метрики, чтобы определить самые эффективные правила для соревнований.
Пример обратной связи, которую давали пользователи. Благодаря ей, мы быстро адаптировали механику.
В итоге мы поняли, что очень точно можем ответить на большинство вопросов:
  • Как изменятся метрики продукта, если мы запустим соревнования?
  • Сколько и какой сегмент пользователей будут участвовать в соревнованиях?
  • Почему пользователи будут участвовать в соревнованиях?
  • Какая должна быть механика соревнований, чтобы бы достичь цели?
Благодаря MVP в телеграм канале, удалось избежать очень дорогих ошибок при реализации в приложении. Например, мы поняли что нужно сегментировать пользователей и создавать отдельные дивизионы в турнире, чтобы у них были равные соперники.

Следующий цикл — реализация в приложении

После успешного эксперимента с турнирами в телеграмме, мы поняли, что настало время перенести соревнования в приложение, чтобы улучшить пользовательский путь.
В первом же турнире в приложении мы увидели, что количество участников соревнований резко выросло.
Масштабирование успеха проявилось не только в количестве участников, но и в общей активности в приложении. Мы заметили, что пользователи, участвующие в турнирах, становились более преданными и активными, что подтверждало эффективность нашего метода разработки.
Итоги запуска турниров в приложении — восторг:
  • Более 70 тысяч игроков участвовало в турнирах — это превзошло наши ожидания
  • Минимальное количество обращений от клиентов в коллцентр. Так как на опыте телеграма, мы понимали какие проблемы могут быть у пользователей и учли это в интерфейсе
  • Количество ставок у участвующих выросло на 20% в период участия в соревнованиях

Заключение

Использование телеграмма для MVP оказалось эффективным и вдохновляющим опытом для нашей команды. Мы увидели, как быстро можно провести тестирование гипотезы без разработки и собрать обратную связь, которая стала ключевым моментом успешного запуска продукта.
Если вы стоите перед вызовом запуска нового продукта или улучшения текущего, попробуйте запустить MVP в телеграме. Это поможет сильно ускорить ваш цикл итеративной проверки гипотез и предоставит достоверную обратную связь.
Разработка и продукты